В России с начала действия нового порядка досудебного урегулирования споров между потребителями финансовых услуг и финансовыми организациями (с 01.06.2019 по 31.12.2021) Службой финансового уполномоченного принято 458 656 обращений потребителей. В 2021 году жители Курганской области подали порядка 740 обращений финансовому уполномоченному.
Финансовый уполномоченный - это независимое должностное лицо, осуществляющее досудебное урегулирование споров между финансовыми организациями и их клиентами - физическими лицами (потребителями финансовых услуг). Должность финансового уполномоченного учреждена Федеральным законом от 04.06.2018 № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» для рассмотрения обращений потребителей финансовых услуг об удовлетворении требований имущественного характера, предъявляемых к финансовым организациям, оказавшим им финансовые услуги.
Основные цели создания института финансового уполномоченного:
1. Упрощение для граждан процедуры урегулирования и рассмотрения споров в сфере финансовых услуг.
2. Оперативное урегулирование споров и сокращение количества обращений граждан в федеральные органы исполнительной власти и суды.
З. Оказание влияния на поведение профессиональных участников рынка для совершенствования взаимоотношений со своими клиентами.
4. Повышение прозрачности деятельности финансовых организаций.
Условия, при которых потребитель должен обратиться к финансовому уполномоченному для досудебного урегулирования спора с финансовой организацией:
1. Потребитель - физическое лицо, услуга которому оказана в целях, не связанных с осуществлением им предпринимательской деятельности.
2. Требования потребителя носят исключительно имущественный характер.
З. Размер имущественного требования не должен превышать 500 тыс. руб. (по договорам ОСАГО - без ограничения по сумме требования).
4. Обращение потребителя к финансовому уполномоченному может быть направлено в отношении финансовой организации, взаимодействующей с финансовым уполномоченным в соответствии с Законом. В настоящее время с финансовым уполномоченным обязаны взаимодействовать страховые организации, кредитные организации, негосударственные пенсионные фонды, микрофинансовые организации, ломбарды, кредитные потребительские кооперативы.
Порядок досудебного урегулирования споров является обязательным и бесплатным (госпошлина отсутствует) для потребителя финансовых услуг в соответствии с Законом. Сроки рассмотрения обращения в разы меньше в сравнении со сроками рассмотрения судебного иска.
Решение финансового уполномоченного подлежит обязательному исполнению финансовой организацией в срок, указанный в решении. Если решение финансового уполномоченного не исполнено финансовой организацией в срок, потребитель в течение трех месяцев с даты, когда решение должно быть исполнено, вправе обратиться к финансовому уполномоченному с заявлением о выдаче удостоверения. Удостоверение является исполнительным документом, на основании которого решение финансового уполномоченного приводится в исполнение в принудительном порядке. Удостоверение направляется в ФССП России исключительно в форме электронного документа через единую систему межведомственного электронного взаимодействия.
Потребители могут направить обращение, заполнив стандартную форму в личном кабинете на сайте финансового уполномоченного https://new.finombudsman.ru/, или с помощью портала Госуслуг. Для этого зауральцы могут воспользоваться гостевыми компьютерами в центрах «Мои Документы».
|